С начала этого года появилось много возмущений у рыбаков РФ о штрафе за подъезд к водоемам на автомобиле и возникшей проблеме как спустить большую лодку на воду и довезти рыболовное снаряжение. Появилось много откровенно бредовых статей на эту тему, прочитав которые можно легко попасть на штраф.

Мы не будем размышлять и обсуждать ни чьи статьи на эту тему, а просто разберем действующее законодательство и попробуем выяснить как избежать штрафа и возможно ли это. А вы самостоятельно делайте выводы.

История о водоохранной зоне

Понятие водоохранной зоны в России было введено 2 июля 1936 года постановлением ЦИК и СНК СССР. В то время оно было введено с целью защиты водоемов от вырубки лесов. Далее с течением времени вводились множество поправок и изменений, но рыбаков, отдыхающих и туристов они особенно не касались, и длилось это до 2006 года.

12 апреля 2006 года Государственной думой РФ был принят и подписан Президентом Российской Федерации Путиным РФ новый Водный кодекс, который вступил в силу 1 января 2007 года и по которому мы все сейчас живем. (Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»).

С этого момента в Водном кодексе в статье 65 появился запрет на движение и стоянку транспортных средств в водоохранной зоне, а также появилось обозначение ширины водоохранной зоны, но не было серьезных штрафов.

В 2009 году ФЗ от 28.12.2009 N 380-ФЗ (Ст. 1 п. 23) в КоАП РФ была введена новая статья 8.42 «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, ….» которая установила штраф для граждан в размере от трех до четырех с половиной тысяч рублей.

Собственно с этого момента за езду и стоянку в водоохранной зоне обозначенной в статье 65 Водного кодекса можно было привлекать и штрафовать рыбаков, но этим особо ни кто не занимался из должностных лиц, в основном сотрудников экологической полиции, которым особенно до этого не было дела.

В 2016 году ФЗ от 18.07.2011 N 242-ФЗ функцией выписывания протоколов и штрафов за нарушение Водного кодекса наделили государственных инспекторов по надзору в области использования и охраны водных объектов, которые находились непосредственно на территории водоемов и могли полноценно контролировать территории водоемов.

Полиция не наделена полномочиями выписывать штраф по этой статье (Статья 23.3 КоАП РФ), но она имеет право задержать Вас и вызвать государственных инспекторов по надзору в области использования и охраны водных объектов для оформления протокола.

С этого момента и начали выписывать штрафы по статье 8.42 п. 1. Тем не менее инспекторов мало и они тоже люди, и не посредственно за передвижение, стоянку и парковку в водоохранной зоне на большинстве водоемов массовых выписываний штрафов на рыбаков не было, поэтому этот вопрос остро не стоял и ни кого не беспокоил.

03.02.2020 По информации из Российской газеты в Госдуму опять внесен законопроект, в котором предлагается сократить размер водоохранной зоны до 50 метров, к сожалению судьбу этого законопроекта отследить не получилось. Как написано законопроет собирает отзывы, остается ждать что будет дальше.

Если посмотреть судебную практику за те годы: штрафы все таки выписывались за значительные нарушения, в частности подъезд к водоохранной зоне и выброс мусора, мойка и ремонт автомобиля на берегу и прочие подобные правонарушения.

Были штрафы и среди рыбаков за стоянку на берегу, но некоторые суды эти рыбаки выигрывали на основании малозначительности правонарушения, подробней об этом, в конце статьи.

Из личного опыта при стоянке на берегу и встрече с рыбинспекторами, штрафов за стоянку на водоеме ни разу не выписывали, в этом году сталкиваться не приходилось, если столкнусь обязательно, напишу, и о суде, в том числе.

В общем из истории видим, что проблема водоохранной зоны достаточно древняя, были попытки изменить ее отдельными депутатами в Государственной думе, даже вносились поправки на обсуждение, но безрезультатно.


Видео с обсуждения поправок от 15.07.16 к закону о водоохранной зоне по инициативе депутата Государственной думы Шеина О.В.

Можно ли обойти закон о водоохранной зоне

В последние полгода данная тема опять раздулась до сильной шумихи в СМИ и среди блогеров, появилось много статей и советов на тему как рыбакам обойти проблему водоохранной зоны, мы решили разобраться с этой темой и тоже изучить внимательно этот вопрос.

Обратимся к закону:

Статья 65 ВК говорит нам о том, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Для рыбаков ограничением является движение и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон.

Стоянка в водоохранной зоне

Ширина водоохранной зоны установлена от 50 до 500 метров в зависимости от типа водоема.

Обратите внимание, что ручьи, в том числе и лесные тоже входят в водоохранные зоны, исключение и уточнений в законе нет, поэтому при поездке например на охоту или за грибами и парковку или переезд обычного ручья, вы автоматически становитесь правонарушителем.

Движение и стоянка транспортных средств в водоохранной зоне разрешается только в специально оборудованных местах и дорогах с твердым покрытием.

Нарушение любого из этих требований приведет к штрафу от 3500 до 4500 руб.

Обратите внимание, что к транспортным средствам согласно ПДД РФ, в том числе относится и велосипед, поэтому согласно закону вполне реально получить штраф  и при езде в водоохранной зоне на велосипеде.

Тем не менее если внимательно прочесть статью 65 ВК мы увидим что там есть два термина: ширина и граница водоохранной зоны. А движение на автомобиле и велосипеде запрещено в границах водоохранных зон.

С точки зрения логики это одно и то же, но с юридической точки зрения разные вещи.

Закон (п. 18 ст. 65) говорит нам о том, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В Постановлении Правительства говорится что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

На эти два пункта и ссылаются многие последние статьи в интернете и предлагают как вариант обхода данного закон и способа избежать штрафа.

Вся проблема в том что обозначенная ширина водоохранной зоны входит в ее границу, при этом установленная граница в отдельных случаях может быть значительно больше ширины установленной законом, для этого и нужны знаки и изменения в государственном кадастре, поэтому если вы оказались на расстоянии менее 50 — 500 метров от водоема, то границу водоохранной зоны вы однозначно нарушили и получите штраф, не зависимо от того есть ли там знаки или внесены сведения в кадастр недвижимости. Так же трактуют и суды, примеры в конце статьи.

Также отсутствие специальных информационных знаков на месте стоянки не освобождает гражданина от соблюдения требований по охране окружающей природной среды.

Как видим вариантов избежать ответственности при нарушении границ водоохранной зоны нет, если нарушили придется платить штраф от 3 до 4,5 т.р.

Тем не менее иногда избежать ответственности все таки можно, но в редких случаях и только в суде, читайте об этом дальше.

Как все таки избежать штрафа

К сожалению если к вам подъехал инспектор рыбоохраны и вы находитесь на автомобиле или велосипеде в водоохранной зоне, то он обязан составить протокол и выписать штраф, иначе он должен понести ответственность за неисполнение должностных обязанностей.

Избежать штрафа в данной ситуации возможно только в суде, и если вы действительно не нарушали законодательство. В остальных случаях протокол можно оспорить при наличии в нем грубых ошибок которые могут допустить инспектор при его составлении. Часто их достаточно много (отсутствуют указание места совершения правонарушения, доказательства и прочее) и нарушения процессуальных норм, в данной ситуации лучше обратиться к опытному юристу за консультацией. Но это имеет смысл если в протоколе вы указали, что не согласны с правонарушением и будете его оспаривать.

Второй вариант это статья 2.9 КоАП и п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. №5, которые гласит что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из решений судов (в конце статьи ссылки на них) ссылаться на отсутствие знаков указывающих границы водоохранных зон не имеет смысла, так как это не отменяет состава правонарушения и минимальные границы зон установлены в Водном кодексе в конкретных метрах, тут можно только пожаловаться отдельно на должностных лиц которые должны были эти знаки установить.

Теоретически если вы подъехали к водоему сгрузить лодку, и после этого хотели отъехать на безопасное расстояние, это является правонарушением, но оно малозначительно и ущерба не нанесло, на основании этого судья имеет право отменить штраф, на этот же пункт следует обратить внимание и инспектора, так как он тоже имеет право ограничиться устным предупреждением на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Это же следует указывать в протоколе.

Но если вы подъехали на берег реки на внедорожнике, стали кататься по воде на пляже, мыть автомобили и выбрасывать мусор, то это уже не является малозначительным правонарушением.

В любом случае степень малозначительности будет решать суд, а вину и ущерб должен доказать инспектор рыбоохраны, поэтому «заставьте, в рамках закона» его это сделать.

Положительные судебные решения на основании этих двух пунктов есть, при желании можно найти в интернете и посмотреть, правда это не значит, что ваше будет положительное, но все равно чем больше судов на эту тему, тем быстрее внесут поправки в Водный кодекс и уточнения в существующий закон, поэтому обязательно обращайтесь в суд и не соглашайтесь с протоколом, но никогда не указывайте на ошибки инспектора когда он его заполняет, пишите о них в отдельном объяснении, которое прилагается к протоколу.

Оставление автомобиля в водоохранной зоне без номеров

Теоретически и практически выписать штраф, если вы припарковали автомобиль в водоохранной зоне и никто ваше нарушение не успел зафиксировать, выписать вам штраф не представляется возможным.

Эвакуация автомобиля (КоАП РФ Статья 27.13) в этой ситуации не предусмотрена.

Тем не менее мы живем в России и у нас легко могут нарушить закон даже должностные лица. Поэтому если очень захотят эвакуировать ваш автомобиль, то это будет сделано, и вам придется достаточно долго побегать в его поиске, но в этой ситуации у вас есть шансы обжаловать и привлечь за незаконные действия должностных лиц.

Для всех манипуляций с вашим автомобилем инспектор по надзору в области использования и охраны водных объектов будет вызывать сотрудников полиции, функции которых в некоторых местах могут выполнять сотрудники Росгвардии.

Учтите, что сотрудникам Росгвардии (Статья 11 226-ФЗ) разрешено вскрывать автомобили, с достаточно размытыми формулировками, например для предотвращения преступления, для проверки угрозы теракта, при подозрении что в авто находятся предметы изъятые из гражданского оборота, а машина без номеров у водоохранной зоны легко может вызвать какие либо подозрения, например похожий авто будет в розыске.

Аналогичными правами скоро хотят наделить сотрудников полиции. Обжаловать эти действия будет достаточно проблематично. Ситуация конечно маловероятная, но вполне возможная, поэтому мероприятие достаточно рисковое.

Примеры решений судов:

Решение 1

Решение 2

Решение 3

Решение 4

Решение по поводу знаков